понедельник, 9 апреля 2012 г.

Моя творческая биография


КИСЕЛЕВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
Живу в Москве. Родилась в Ульяновской области.
Закончила художественное училище «Памяти 1905 года» и Московский Полиграфический институт. Член Московского Союза художников и Союза журналистов.
В 1989-1991 годы создала серию офортов и литографий «Крестьянские праздники», а в 1997-2000 годы -­ графическую серию «Календарь крестьянских детей».
Более 20 лет работаю как художник-иллюстратор книг для детей.
В 1994  году  несколько книг вышли в свет в Англии и Германии.
Как писатель и иллюстратор создала две детские книги для издательства «Отчий дом»: «Чудесная дружба»(1998) и «Цветы для святой Дарии» (2004)
В 2006 году участвовала в росписи Спасо-Преображенского храма в Бежецке Тверской области.
С 1996 года работаю в технике живописной горячей эмали и перегородчатой горячей эмали. Участвовала в международных симпозиумах и выставках  в России, Австрии, Венгрии, Германии, Голландии.
 Работы находятся в Ярославском художественном музее, в музеях эмали Химмерода, Blieskatel(Германия) и Равенштайна (Голландия), в коллекциях Джосефа Канна (Нью-Йорк), Святослава Игоревича Бэлзы, Архиепископа Бельгийского Симона и др.
Лауреат премии международной биеннале горячей эмали в Санкт-Петербурге (2010)
В 2010 году создала в технике горячей эмали декоративные навершия для нового музыкального инструмента «Русская звонница Cофия». Звонница находится в экспозиции Музея музыкальной культуры им. Глинки.
4 марта 2012 года на стене храма в Дунино под Москвой состоялось освещение иконы Архангела Михаила, выполненного в технике горячей перегородчатой эмали.

+7 916 670 52 97

ГРАФИКА
В 80-90 годы я много занималась графикой – офортом, литографией, журнальной и книжной иллюстрацией. В 1992 году вступила в секцию эстампа Московского Союза Художников.
Основной темой графических серий стала крестьянская культура, праздники.  Ещё работая над дипломом в 1985 году в Полиграфическом институте под руководством Д.С.Бисти, я выбрала для проекта книгу «Народная поэзия».
Потом в технике офорта (которую очень полюбила), создала серию «Крестьянские праздники».  
В журнале «Лепта» №19 1994 года в статье «Люблю традиции лубка» я рассказываю о том, почему в моём творчестве возникла тема крестьянской культуры. Статья иллюстрирована литографией «Яблочный Спас»  и офортами «Юрьев день» и «Масленица».
«Я родилась в Ульяновской области в небольшом селе. В 60-е годы ещё была жива, не прервалась многовековая крестьянская культура, которая имеет тот самый «русский дух». Я бы, наверное, была совсем другой, если бы не увидела устроение крестьянских домов, не попробовала бы кашу, приготовленную в печке, не услышала бы бабушкиных причитаний и прибауток». http://kisseleva.blogspot.com/2012/01/blog-post_26.html (здесь – вся статья)
Серия вошла также в альбом «Русская религиозная живопись». Из частных собраний, Издательство «Новая книга», Москва 1995 год.
 В журнале «Слово» №9 за 1991 год о моих офортах написано: «Большие, таинственные, пожалуй несколько мрачноватые для такой радостной темы, они поражают своим особым восприятием жизни, того мира, что окружает нас, и того, что теплится своим особым светом внутри православного храма, в глубине его гулкого емкого пространства, в головокружительной высоте его древних стен, в колеблющемся пламени свечей, лампад неугасимых…» Е.П.

«ФИЛИПОК». КНИЖНАЯ И ЖУРНАЛЬНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ.
 Десять лет, с 1989 по 1999 год моя книжная и журнальная иллюстрация была связана с именем Филипок.
 В 1989 году в издательстве «Детская литература» в серии «Для самых маленьких», тиражом 6 млн. экземпляров вышла в свет книжечка с моими иллюстрациями -  Л. Толстой «Филипок».
 Публикация о книге: «Встречи с Филипком» - журнал «Слово», №9, 1991 год.
 Вот что написано в статье о книжке: «Изящная, яркая, похожая на ларчик расписной. В ней такое множество рисунков, заставок, что стоит подивиться той щедрости, с которой художник и издательство дарят эту радость маленькому читателю, зрителю своей первой книжки».
Иллюстрации к «Филипку» демонстрировались в 1992 году на международных книжных выставках в Болонье, Лейпциге и Франкфурте-на-Майне. Результатом этого стало издание книги в 1994 году в Европе на нескольких языках.
В 1993 в журнале «Работница» я основала и 7 лет иллюстрировала раздел «Детский клуб Филипка».

Более 20 лет я иллюстрирую книги для детей. Неполный список книг с моими иллюстрациями здесь  http://kisseleva.blogspot.com/2012/04/blog-post_7271.html


ГОРЯЧАЯ ЭМАЛЬ
В 1996 году познакомилась с техникой горячей эмали. Учителем стал Александр Андреевич Карих. Позднее училась у Николая Михайловича Вдовкина.
Многие свои пластические замыслы стала переводить на язык этой великолепной, волшебной техники.  «Люблю горячую эмаль за золотой свет металла. Проступающий сквозь толщу расплавленного стекла. В детстве мы прятали клады – «секреты»: на конфетную фольгу клали яркий цветок, прижимали сверху цветным бутылочным стеклом. Такой «секрет» присыпали землей, чтобы скрыть от посторонних. А показывали, разгребая пыль, только близким. Металл («золотце») светился через янтарное стекло. Цветок казался кусочком драгоценной ткани. Создавая эмали, я всё время вспоминаю красоту этого вдруг засиявшего детского клада, открыть его близким людям».

Некоторые мои эмали здесь http://fotki.yandex.ru/users/kisseleva-tv/

ВЫСТАВКИ ДО 2010 года

ВЫСТАВКИ И ПРОЕКТЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
2010 год. Декабрь - январь
Музей М.М.Пришвина в Дунино под Москвой.
Художественно-музыкальный проект «Рождество». Персональная выставка горячих эмалей Татьяны Киселёвой. Фортепьянный концерт Татьяны Гадалиной.

2010 год. Октябрь – декабрь. Работа над эмалевыми навершиями для звонницы «София». Инструмент изобрели музыкант Михаил Иванов и мой муж – дизайнер Сергей Лошаков. О звоннице и символическом сюжете наверший – четырех евангельских существах - здесь:

2011год. Январь-февраль
 Музей музыки (Шереметевский дворец) Санкт-Петербурга -  26 января - открытие выставки  Т. Киселёвой «Святые персоны». Концерт музыкантов Михаила и Андрея Ивановых и Полины Лаптевой. Презентация и звонницы «София», украшенной эмалями Киселёвой.
О выставке:

2011год. Апрель-май
 Галерея духовного искусства при храме св. Николая в Котельниках (Москва).
 «Святцы» - персональная выставка горячей эмали  Киселёвой. В экспозиции картины сопровождались небольшими рассказами, написанными автором.
О выставке:
http://www.pccs.ru/kulturnij-center/svjatcy/, а также в прессе:
О. Торчинский «Влиянию времени не подвержено»
 газета «Московская правда» 16 мая 2011 г.
 О. Торчинский «Киселева Татьяна. Святцы»
газета «Галерея», №6 2011

2011год.  12 октября
Музей музыкальной культуры Глинки.
 Музыкально-художественное действо «Пересекая время». Визуальная составляющая – выставка горячих эмалей Киселевой.
О проекте:

2011год.  17 и 18декабря
Творческие встречи в «Книжном клубе на Австрийской площади» в Санкт-Петербурге с детьми. Разговор о книге Киселёвой «Чудесная дружба», о горячей эмали. Музыкант и композитор Михаил Иванов играл для детей на фортепьяно.
О встрече:

2012 год. 4 марта. Освящение иконы Архангела Михаила в Дунино. Икона выполнена в технике горячей перегородчатой эмали. Размеры иконы 1,5Х 1,1м


МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА
«Русь - она есть здесь и сейчас, золотой россыпью лежит, как ночной город под крылом самолета. Так сияет Константинополь, занесённый селевым потоком Стамбула. Я хочу, чтобы мои эмали стали фрагментами Древней Руси, вышедшими в реальность из-под культурного (и не культурного) слоя времен».

Комментариев нет: