четверг, 19 января 2012 г.

Проект "Пересекая время"


О моём участии в создании звонницы «София».

Горячая эмаль – древнейшая из художественных техник, дошедшая до наших дней. По сути, техника вечная. Сплавленные огнём металл, стекло и человеческий талант сотни и даже тысячи лет назад, радуют глаз и по сей день яркостью неувядаемых красок. Рожденная в Древнем Египте, достигшая расцвета в Византии, а потом на Руси, пересекая время, техника из своей чисто прикладной ипостаси выросла до парадоксального жанра, который я называю «монументально – ювелирное искусство». Материалы и инструменты для своих работ я приобретаю как в лавке ювелира, взвешивая граммы драгоценных эмалей, так и на строительных рынках, покупая дрели, наждачку, сверла и метры листовой меди.

Когда мой муж, дизайнер Сергей Лошаков в соавторстве с музыкантом Михаилом Ивановым работал над созданием звонницы «Софии», я была в курсе всех этапов этой работы, так как прототип инструмента из бревен и ржавых перекладин строился в моей мастерской. Я «пекла» свои эмали, поглядывая на это страшилище, занимающее половину помещения.

Но постепенно звонница становилась всё красивее и красивее, приобретая  логику и стройность. И вот однажды под утро мне приснился сон, что я украшаю инструмент эмалевыми коронами. А на коронах – изображения четырёх библейских существ – орла, быка, льва  и ангела.  Эта идея мне показалась очень удачной в декоративном смысле.

Но когда я прочла об этих существах подробнее, то увидела, что декоративность корон наполняется ещё и глубоким смыслом. Четыре существа (по Священному Писанию) всегда находятся у престола Всевышнего, держат на себе полотно бытия и разносят благую весть по всем сторонам света.
В сердце нашей звонницы – колокол, голос которого также разносит благую весть, и эмалевые короны на четырёх столбах инструмента с библейскими существами, помогают  донести звук колокола до сердец людей.

О моём участии в проекте «Пересекая время».

Биение колокола созвучно биению русского сердца. Раскачиваясь, колокол-сердце то уходит вглубь веков, возвращаясь к нам с давно забытыми образами,  то вновь уходит от нас, уже в будущее, к нашим потомкам, неся им древнюю благую весть.

Горячая эмаль, рожденная до нашей эры, пришла к нам также, пересекая время и уйдёт, благодаря своим «вечным» физическим свойствам, к нашим потомкам. Художник - эмальер всегда чувствует эту ответственность перед зрителем будущего времени.
Мне, современному человеку, интересно путешествовать с этой поистине «царской» техникой вглубь времен, где живут Моисей и Аарон, Илья Пророк и Ной.
Стирая лоск и позолоту с образа, попытаться понять историческую живую личность, прочитать её заново и по-своему.

Драгоценная фактура горячей эмали способна передать духовную радость праздников – праздника Флора и Лавра, Рождества, Вербного Воскресения, обряда венчания.

Сплав знаменного распева, звуков колокола и органа, меди и цветного стекла – «первоэлементов»  искусства - даёт современному человеку возможность прикоснуться к основам бытия.





Комментариев нет: