четверг, 24 сентября 2015 г.

ЭМАЛЕВЫЙ ИКОНОСТАС
в приделе Черниговских чудотворцев
церкви святителя Николая в селе Никольское-Урюпино.



Черниговский придел Никольского храма
В 1665 году боярин Никита Иванович Одоевский построил храм Николая Чудотворца в своем имении Никольское-Урюпино, пожалованном ему царем Алексеем Михайловичем за верную службу. В храме было устроено пять приделов. Правый придел был освящен во имя Черниговских чудотворцев. Видимо, потому, что князь Михаил Черниговский был дальним предком Одоевских.

Черниговские чудотворцы. Фреска из храма Николы Мокрого в Ярославле. XVII век.


Почитание Черниговских чудотворцев.
 Князь Михаил и боярин его Феодор приняли мученическую смерть в Орде в 1246 году, отказавшись поклониться монгольским идолам, исповедуя христианскую веру. О народной любви и почитании святых Михаила и Феодора Черниговских говорит тот факт, что в XVI веке, т.е. через 300 лет после их кончины, царь Иван Грозный решает перевезти мощи чудотворцев из Чернигова в Москву.
Сохранилось послание царя к усопшим святым, в котором он обращается к ним с просьбой обрести их мощи, но не в качестве мощей, а «…вы сами благоизвольно  придите к нам и нас просветите и град сохраните, по Божьему изволению изволите с нами в царствующем граде Москве жити…»
С тех пор прошло почти 550 лет. Черниговские чудотворцы и по сей день почивают в Архангельском соборе  Кремля, «сохраняя град»!

«Кремлевский храм» в Никольском-Урюпине. 
В 1570-х годах к прибытию мощей был построен храм Черниговских чудотворцев на Ивановской площади Кремля. Простоял он около 100 лет и был разобран «вероятно, по причине обветшания».
На голландском плане «Кремленаград» рубежа XVI-XVII веков есть этот небольшой храм с одной главкой, возвышающейся над горкой кокошников, и с двумя приделами по бокам. Скорее всего, именно этот храм оказал  влияние на архитектурный образ храма в Никольском-Урюпине.



Одоевский по долгу службы часто бывал в Кремле и имел возможность молиться в храме, где лежали мощи его святого предка. А когда задумал в своей вотчине Никольском-Урюпине строительство каменного храма  на месте деревянного, взял за образец Черниговский храм в Кремле. Иначе как объяснить поразительное сходство этих двух храмов! Никольский храм был построен за два года по проекту архитектора П.С.Потехина.
Никольский храм был построен за два года и освящен в 1667 году. На освящение приезжал царь Алексей Михайлович.


"Семейный" придел.
В Никольском храме были освящены 5 приделов. Главный  Никольский, правый – в честь Черниговских чудотворцев, левый – в честь Феодора Стратилата (теперь он Казанский), правый верхний – в честь Фотия и Ианикиты (небесного покровителя Никиты Ивановича), левый верхний – в честь Евдокии, святой покровительницы Евдокии Феодоровны Одоевской.


К памяти Михаила Черниговского в семье Одоевских относились с большим почтением. В музее "Московский Кремль" сохранилась пелена, вышитая в 1660-х годах Евдокией Феодоровной на раку Михаила Черниговского. Вышитый образ Одоевские «вложили» в храм Черниговских Чудотворцев в Кремле.



Позже их сын, Яков Одоевский, заказывает новую расписную раку для мощей Черниговских чудотворцев. В этой раке в Архангельском соборе – усыпальнице русских князей и царей- мощи пребывают и по сей день. На раке написано:  «В 1688 году построил сию раку блговерному великому кнзю Михаилу Черниговскому боярин кнзь Яков Никитич Одоевской».


Расписанная крышка раки

Серебряная рака, заказанная Я. Н. Одоевским.


До нашего времени не сохранилось не только убранства Черниговского придела, но даже и письменных свидетельств о нём. Можно себе только представить, с какой любовью он был украшен Одоевскими. Исследователь советского времени С. А. Торопов писал в 1925 году, правда о другом приделе: «…юго-западный придел за очень маленькими исключениями дошёл до нас от XVII в. и ныне поражает своей архаичностью и уютом». Эту атмосферу уютного домового придела русской семьи, в круг которой включен святой предок, нам хотелось воссоздать.


Прообраз иконостаса.
Прообразом для нашего иконостаса стал иконостас главного Покровского придела храма Василия Блаженного. Судьба его интересна: он был перенесен сюда из храма Черниговских чудотворцев у Тайнинских ворот (второй Черниговский храм в Кремле, разобранный в 1770-х годах).  На наш взгляд, это один из красивейших из старинных иконостасов.

Иконостас Покровского придела в храме Василия Блаженного (из Черниговского храма)


                                                       Русское узорочье


Почему  основным материалом  иконостаса была выбрана горячая перегородчатая эмаль?

В известном трактате XI века, написанном монахом Теофилом из Падерборна «О различных художествах», где перечисляются страны, прославившиеся тем или иным мастерством,  Русь названа страной, открывшей Европе секреты «искусства эмали».

О красоте эмалевых изделий XI-XII веков мы знаем по многочисленным кладам, зарытым во время нашествия Батыя в 1237-41 годах в Киеве, Чернигове, Рязани, Владимире. Это великолепные колты, бармы, ожерелия, рясны, серьги, венцы. На них изображены сказочные грифоны, птицы, львы – те персонажи, которых мы видим на резных белокаменных фасадах Владимиро-Суздальской земли и на страницах древнего Остромирова Евангелия. Прикладное искусство той эпохи называлось чудесным словом «узорочье».

.
Это – материальная и культурная среда времен жития святого князя Михаила Черниговского. Именно в то время, когда русские княжны прятали свои эмалевые сокровища в землю, благоверный князь Михаил и боярин его Федор едут в Орду и принимают там мученическую смерть, защищая свою православную веру.
Надолго, на все время монгольского ига, искусство эмали уходит как бы под спуд. Радостное русское узорочье появляется вновь только после победы  над  татарами, как клад из земли,  и достигает высочайшего уровня в XVII веке. Здания снаружи и внутри облицовываются цветными поливными изразцами, украшаются великолепной резьбой по дереву и камню, стены и потолки жилищ покрываются многоцветной причудливой росписью.
 Именно в это время строится Никольский храм в Никольском-Урюпине.
 В эмальерном искусстве  конца XVII века выделяется сольвычегодская расписная эмаль. Художественный уровень произведений, написанных "огневыми красками" (так называли эмаль в XVII веке) так высок, что почти все они находятся в фондах музея «Московский Кремль» и других музеях.
Сольвычегодская эмаль.



 В эпоху Алексея Михайловича официально утверждается российская геральдика. На различных предметах того времени часто изображается двуглавый орел – символ Российского государства.
 Характерный пример декоративно-прикладного искусства в стиле узорочья  с двуглавым орлом – золотая  тарелка или «тарель» в технике выемчатой эмали, созданная эмальерами Л. Константиновым и И. Юрьевым в 1667 году. Принадлежала царю Алексею Михайловичу.

Золотая тарелка в технике выемчатой эмали. 1667 год.


Этот стиль яркой, сказочной нарядности  и полихромии просуществовал  около 50 лет, начавшись в эпоху царя Алексея Михайловича и закончился в эпоху его сына, Петра I.


Живопись «огневыми красками», как называли русскую эмаль в XVII веке, достигло в эпоху русского узорочья высочайшего уровня. 


Расцвет в Москве XVII века эмальерного искусства.
В 60-е годы XVII века, когда Никита Иванович Одоевский строит Никольский храм, царь Алексей Михайлович заказывает себе в Стамбуле (Константинополе) так называемый Большой царский наряд – бармы в комплект к державе и скипетру своего отца, Михаила Феодоровича. Царь хотел воссоздать  в Москве обряд вступления на престол византийских императоров.
Бармы, кроме золота и каменьев, были украшены великолепными византийскими вставками из горячей эмали. Сюжеты – «Богоматерь на престоле», «Царь Давид» и другие. Бармы были изготовлены в 1662 году.


Бармы царя Алексея Михайловича стамбульской работы с эмалевыми вставками. XVII век.

Заказывая регалии в Стамбуле, Алексей Михайлович заботился о налаживании и в Кремле ювелирно-эмальерных мастерских. Царь сам контролировал  профессиональный уровень мастеров, приглашал на работу в Кремль эмальеров из Сольвычегодска, Великого Устюга, Вологды, Новгорода. Кремлевские мастера Золотой и Серебряной палат работали на совершенно особых условиях, имея в своем распоряжении  лучшие материалы: драгоценные металлы и камни, эмалевые сплавы. В результате этого сложная техника эмалирования достигла в  это время  высочайшего уровня.
Художественный уровень искусства эмали повышался ещё и потому, что этой техникой заинтересовались многие профессиональные художники, такие как Федор Зубов и другие изографы  школы Симона Ушакова.
Интересно, что сын Никиты и Евдокии Одоевских  Яков в 1688 году ( в том же году, когда им была заказана рака для мощей Михаила Черниговского) заказывает Евангелие, оклад которого поручает украсить эмалевыми дробницами Федору Зубову.

Евангелие XVII века с эмалевыми дробницами работы Симона Ушакова. Музеи Московского Кремля.


Немного о технике горячей эмали.

Древняя техника наплавления стекла на золото или медь была известна ещё в Древнем Египте и Китае, достигла высокого уровня в Византии, оттуда пришла в Европу и Русь.
Горячая эмаль – техника, можно сказать, вечная и с большими декоративными возможностями. Среди замечательных свойств эмали – стойкость к свету, нетускнеющая сочность красок, таинственный блеск металла сквозь толщу стекла.

Византийская золотофонная эмаль.

В наше время горячая эмаль вышла из рамок ювелирного дела. Современные электрические печи позволяют обжигать большие эмалированные пластины, писанные "огневыми красками"(старинное название эмали) . По сути, эмалевый иконостас в Черниговском приделе можно назвать произведением «монументально-ювелирного искусства».
Мы использовали в работе смешанную технику – перегородчатую эмаль по скани с последующей росписью, что характерно для эмалей XVII века

Иконы Черниговского иконостаса.
Местный ряд.
Для боярско-княжеского придела было выбрано «царское» звучание местного ряда. Фигуры святых выполнены  на золоченом фоне перегородчатой цветной эмалью с росписью, что ассоциируется с золотофонными византийскими эмалями, так популярными в годы правления Алексея Михайловича.
Слева от Царских врат – образ Пресвятой Богородицы «Всецарица».
Справа от Царских врат – образ Спасителя «Царь царствующих».
Декорированы  врата эмалевыми медальонами с сюжетами, характерными для домонгольской Руси - птицами, грифонами.
На единственной по малости придела дьяконской двери – образ Архангела Михаила.
Справа от Спасителя – икона Черниговских чудотворцев, благоверного князя Михаила и боярина его Феодора в узорчатых кафтанах, чей рисунок взят со стенных росписей Архангельского собора Кремля и с фресок ярославского храма Николы Мокрого.
Орнамент над местным чином включает в себя изображение двуглавого орла – символа Русского государства – преемника Византии.
Царские врата.
В верхней части Царских врат – Архангел Гавриил и Пресвятая Богородица.
Ниже – четыре евангелиста.
На столбиках – святители: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. На «яблоках» - Спаситель и Пресвятая Богородица.
Сень Царских врат – икона Евхаристия.
Верх Царских врат – Крест.

О художниках.
Лошаков Сергей Олегович – разработка конструкции и стиля иконостаса. Закончил Художественный институт им. Сурикова, член Союза художников. Работает художником и дизайнером. Является автором-дизайнером уникального музыкального инструмента «Звонница София».
Киселёва Татьяна Викторовна – создание икон в технике перегородчатой эмали. Закончила Полиграфический институт. Член союза художников и Союза журналистов Москвы. Является иллюстратором более 20 книг для детей. Две книги написала и нарисовала сама: «Чудесная дружба» и «Цветы для святой Дарии». Книги вышли в издательстве «Отчий дом».
Лауреат премии международной биеннале горячей эмали в Санкт-Петербурге в 2010 году.
Совместно с С.Лошаковым создали в 2012 году фасадную икону в технике перегородчатой эмали для храма в селе Дунино Одинцовского района. Размер иконы 120х90 см.
Также совместно в 2013 году Т.Киселёва и С.Лошаков создали надвратную икону для Никольского храма в Николо-Урюпино. Размер иконы 110х75 см.
К празднику великомученицы Татианы 25 января 2017 года в храме появилась эмалевая икона св. Татианы.
В престольный праздник Николая Чудотворца 22 мая 2017 года в главном приделе была установлена и освящена большая эмалевая икона Николая Чудотворца (95х65см).
12 июля 2017 года в кладбищенской церкви села Дунино, была освящена икона св. блаженной Ксении Петербургской в расписном авторском киоте.
На Страстной неделе 2018 года в Никольском храме над поминальным каноном была установлена эмалевая икона "Не рыдай Мене Мати".
В 2021 году в тимпанах Князь-Владимирского храма в Балашихе были смонтированы три большие иконы художников: Архангел Михаил, Александр Невский и Николай Чудотворец.
2021-22 гг. Для Покровского храма в детской Морозовской больнице созданы иконы Покров и Троица.





.

Комментариев нет: