четверг, 10 января 2013 г.

РУССКОЕ. ПАМЯТИ ДЕДА.


Николай Афанасьевич Киселёв на фотографии крайний слева.

Вечером наша семья сядет за стол. Помянем Николая Афанасьевича Киселёва, моего деда. Ровно 70 лет назад 10 января 1943 года он погиб на фронте. Ему было 36 лет, до войны он работал бухгалтером в Райпотребсоюзе. Моя бабушка, Анастасия Егоровна, осталась вдвоем с моим девятилетним папой.

Последнее фото. Перед отправкой на фронт. Николай Афанасьевич сидит слева.


Сейчас  папы тоже уже нет среди живых. А мама собирает по крупицам сведения о предках и пишет воспоминания. У неё в руках старые фотографии, документы, ордена.  В том числе 4 письма с фронта Николая Афанасьевича.  Вот одно из них:



 «Моему милому Витеньке. Здравствуй, мой любимый сыночек. Шлю тебе отцовский привет и крепко, крепко целую тебя. Дорогой мой мальчик, в ближайшие дни меня в расположении Инзы не будет, я обязан уехать на фронт, в линию огня, навстречу смерти или в лучшем случае изуродованию. Мой милый, я не в силах тебе писать, меня душит волнение и слезы застилают глаза. Я жалею и страдаю о тебе, о вас матерью и отце, а о себе я ничего не думаю, погибну и все – буду спокоен, а вам без меня будет плохо. Не знаю, буду ли я иметь счастье увидеть тебя, милого мальчика.
До свидания. В ближайшие дни я уеду на фронт. Твой папа. 21.10.42 г.»

Дальше привожу цитату из маминого дневника:
« А 10 января 1943 года сержант Киселев Николай Афанасьевич был убит…  Мы всегда считали, что он погиб под Сталинградом (судя по письмам), а в 2002г. в Подольском военном Архиве выяснили о месте захоронения. Написали по этому адресу. Нам ответили, что сержант Киселев Н.А. в списках, захороненных здесь, не значится. Мы послали туда справку ЦАМО и получили ответ от Русской сельской администрации Куйбышевского района Ростовской области, что сержант Киселев Николай Афанасьевич 1906 года рождения, погиб 10.01.43 г., занесен в списки погибших и похороненных в братской могиле № 41, расположенной в селе Русское Куйбышевского района Ростовской области.

29 января 2010г. (через 67 лет после гибели Николая Афанасьевича) Тимофей, будучи в командировке в Таганроге, на такси съездил в с. Русское и нашел могилу, где похоронен его прадед. Правнук навестил прадеда…»

Вот фотографии моего сына Тимофея,  правнука Николая Афанасьевича Киселёва.

Только что прошел снегопад, памятные плиты с сорока тысячами имен погибших лежали  под белым покрывалом. Когда Тимофей наугад сдвинул снег с одной из них, то сразу прочел:
КИСЕЛЁВ НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ



Село Русское. Вокруг - поля сражений.


Братское кладбище села Русское.

Тимофей на могиле прадеда.


Комментариев нет: