воскресенье, 3 ноября 2013 г.

"Большой наряд" царя.


Эмаль - один из любимых художественных материалов Руси XVII века и последнего византийского по облику русского царя – Алексея Михайловича.  Его сын Петр I  уже «прорубал окно»  в Европу…

 «Ожерелье, сиречь Святыя Бармы, яже на плещу свою возлагаше».
    
В 60-е годы XVII века  царь Алексей Михайлович заказывает себе в Стамбуле (Константинополе) так называемый «Большой царский наряд» -  бармы в комплект к державе и скипетру его отца,  Михаила Федоровича.
 Объяснение этому есть – после падения Византии главы Балканских государств обращались к Алексею Михайловичу с просьбами  объединить под своим началом православные страны.  Царь изучал обряд вступления на престол византийских царей. 
 Бармы, кроме золота и каменьев, украшены великолепными византийскими вставками из горячей эмали. Сюжеты – «Богоматерь на престоле», «Константин и Елена», «Царь Давид», «Святой Меркурий» и другие. Бармы были изготовлены в 1662 году.


В древних описях царской Большой казны святые бармы названы диадимами. 
"Диадима греческого дела" состоит из семи золотых, украшенных финифтью, алмазами, яхонтами, сапфирами и изумрудами запон, нашитых на глазет.




 Передняя, круглая запона изображает венчаемую Пресвятую Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, у коего на лоне отверстое Евангелие. По ободу запоны 16 алмазов, вокруг 8 отдельных запон с изображением солнца и луны, херувимов и серафимов.







Четыре промежуточные меньшего размера запоны украшены каждая 34 алмазами и 16 яхонтами, они изображают: 1) сотворение мира; в числе животных гриф и единорог; 2) псалмопение царя Давида; вокруг него лики с трубами, бубнами, гуслями, литаврами и струнными инструментами со смычком и без смычка; 3) царей, апостолов и проповедников; 4) церковь и нисходящего Св. Духа на священнодействующего.






Правая боковая большая запона изображает обретение креста царем Константином и матерью его Еленой, имеет греческую надпись и украшена 
синим яхонтом и 7 изумрудами большими, 48 алмазами и 88 яхонтами.
Левая большая запона, украшенная таким же числом драгоценных камней, изображает чудо, совершенное св. Меркурием над Иулианом. (сюжет расположен на предыдущем рисунке и без драгоценных камней). Надпись на греческом языке.







Вот как описана диадима в описи Большой казны (1642)
Описание длинное, но привожу его полностью за красоту старого русского языка:

«Диадима большая, низана жемчюгом по таусинному отласу с каменьи и с дробницами золотыми; в ней каменья три изумруда больших в гнездах золотых; запона в ней яхонт лазорев большой, да алмаз большой, а около каменья искорки алмазные, да яхонтовые червчаты с жемчюшки, да запона с алмазы большими и мелкими. Запона, в ней камень лал большой, около лала искорки алмазные и яхонтовые червчаты. Запона большая, в ней пять алмазов. Две запоны одним делом, в них лалы большие, около искорки алмазны и яхонтовые червчаты, и изумрудные и жемчюшки; одна цела, другая попорчена, нет одново зерна. Две запонки, в них по алмазу да по четыре яхонтика червчатых да по четыре зерна гурмицких. Запонка, в ней алмазцы середние и мелкие; пять запонок одним делом с финифти, в них по яхонтику червчатому да по четыре жемчюшка.Восемь дробниц киотцами золоты, на них чеканные святые наведены финифты и в том числе у одной дробницы около Спасова образа по краю искорки алмазные, а у Богородицы и у Предтечи искорки яхонтовые червчаты; а у пяти дробниц по краю искорки яхонтовые червчаты да изумрудные через камень, а в венцах искорки алмазные у всех; да у Спасова образа и у Пресвятые и у Предтечи по подольником искорки алмазные; да у Спасова ж образа в гривны место три искорки алмазные; да у Богородицы вместо звезд три искорки алмазные, у Архангелов по перфирам искорки: у Михаила яхонтовые червчаты, а у Гавриила изумрудные; да девять дробниц золотых круглых, на них чеканные Святые и Херувимы наведены финифтом разными цветы, и в том числе около пяти дробниц по краю искорки изумрудные, а около четырех искорки яхонтовые червлены; а в венцах у всех алмазы. В середине промеж дробниц и в гнездех восемь алмазцев, да в гнездех же двадцать один камень изумрудных, да семнадцать лалов в гнездех, да шесть каменей яхонтов лазоревых в гнездех; а около дробниц и запон обнизано жемчюгом гурмицким большим и середним и мелким; а окола жемчюгу обшивано конителью. У диадимы же по краю кайма прорезная с финифты, на ней каменья в гнездех двенадцать яхонтов лазоревых, двенадцать лалов, двенадцать изумрудов да промеж их семьдесят два зерна гурмицких на спнех, а около диадимы подле каймы по обе стороны две веревочки жемчюга — зерна гурмицкие большие, а около воротника — кайма прорезная с финифты, на ней в гнездех шесть каменей алмазных да шесть каменей яхонтов червчатых да двенадцать зерен гурмицких на спнех, а около каймы обнизано с обе стороны зерны гурмицкими невеликими. Подложена отласом червленым; да у диадимы ж пять крюков золоты да двадцать пять колечек и петель, и снурочик шолк бел с наконечником золотым».






Кремлевская эмаль XVII века. 

Заказывая регалии в Стамбуле, Алексей Михайлович заботился  о налаживании и в Кремле художественных мастерских.  О важности развития ювелирно-эмальерных мастерских в Кремле говорит тот факт, что царь сам контролировал профессиональный уровень мастеров и их изделий. Мастерам были созданы самые лучшие условия труда, в результате чего сложная техника эмалирования достигла  высочайшего уровня. Мастерские выпускали церковную утварь, оклады на иконы, регалии,  украшения и многое другое.
XVII век считается временем расцвета эмальерного искусства. Любовь к эмали вызвана тем, что эмаль с её богатейшей палитрой неувядаемых красок была удивительно созвучна с эстетическими воззрениями  этого времени, стремлению к узорочью, полихромии, торжественности.
В музеях Московского Кремля есть много произведений эмальерного искусства, выполненных по заказу царского и патриаршего дворов.


Об эмали второй половины XVII века в музеях Кремля здесь:









Петр I - юный и взрослый. 


Комментариев нет: