четверг, 16 марта 2017 г.

Гледенский иконостас


На горе Гледен, на пересечении рек Сухоны и Юга, в XII веке был основан город. Вскоре этот город был перенесен в долину реки Сухоны, где стоит и по сей день. Называется город Великий Устюг.
(Не перенесли бы тогда Устюг с горы в долину - может и не было бы таких страшных наводнений, как в прошлом году?)
А на горе Гледен остался с тех времен Троице - Гледенский монастырь.
Монастырь был богатый, в XVII-XVIII веках здесь заменили деревянные храмы на каменные.
В 1659 году  был построен величественный Троицкий собор с приделом Николая чудотворца.
А во второй половине XVIII в соборе был возведен знаменитый резной барочный иконостас.
Я не очень люблю барокко в русских храмах, мне оно кажется не родным.
Но этим иконостасом и его сохранностью нельзя не восхищаться.

Вид с горы Гледен в сторону Великого Устюга.

Троицкий собор монастыря. 1659 год.

Барочный иконостас 1772-1785 гг.

Прототипом Гледенского иконостаса стал иконостас Зачатьевского собора Спасо-Яковлевского монастыря Ростова Великого. За рисунком с него ездили в 1773 году.


Царские врата Троицкого собора и Зачатьевского собора. 1762-1764 гг. 
http://www1.rostmuseum.ru/publication/srm/017/melnik01p.html

В 1772 году были закуплены "сто кряжей липы", краски, листовое золото и осетровый клей.
За работу взялись резчики из Тотьмы братья Тимофей и Николай Богдановы.
Золочение и раскраску скульптур проводил Петр Лабзин с артелью.

Евангелисты на Царских вратах.

Интересно, что сначала фоном для сидящих евангелистов служили зеркала. Потом зеркала, как светский  дворцовый материал, были убраны.

Под резной сенью на серебряных облаках - Бог Саваоф.


Распятие с предстоящими.


Южная дьяконская дверь.


Сень над дьяконской дверью.


Архидьякон Стефан.


Ангелы, херувимы, серафимы.. за этим богатством не сразу увидишь живопись икон.


В 1776 году над иконами начал работать устюжанин Алексей Колмогоров. По договору за 3 года он должен был написать 53 иконы. Умер Колмогоров в 1780г., написав большую часть икон. Работу продолжили другие устюжские мастера.

Икона местного ряда "Троица".А. Колмогоров. 1778г.







Икона местного ряда "Собор трех святителей", А.Колмогоров, 1777г.




Пристенные иконы Николай Чудотворец и Троица Ветхозаветная созданы в XVII веке. Очевидно, они перенесены в новый иконостас из старого иконостаса ХVII века.





Комментариев нет: