Что-то особенное было в стремительном, за
одну ночь, уничтожении этого, как мне кажется, сердца Кремля. Было в «убийстве»
храма Николы Гостунского в августе 1817 года нечто от ритуальной жертвы. И ровно
через сто лет, осенью 1917, история в Кремле повторилась…
Из всех недоживших до наших дней храмов
Московского Кремля мне больше всего жалко этот – косо вросший в землю,
невзрачный храм Николы Гостунского.
Место постройки храма было
указано самим Николаем Чудотворцем
«великой грекине» Софье Палеолог
в сонном видении. Но тогда на этом указанном участке земли в Кремле располагались
постройки, принадлежащие Орде. Софье пришлось обращаться к жене хана Тайдуле с просьбой
освободить землю. Татары называли Николая Чудотворца «русским богом», поэтому
Тайдула с пониманием отнеслась к просьбе жены Ивана III. Землю
освободили и первый деревянный храм был построен возле колокольни Ивана
Великого в 1477 году. Сначала он назывался Николой Льняным, сюда женщины из
окрестных деревень приносили освящать лён.
В начале ХVI века на месте деревянного
был построен каменный храм, именно он изображен на старых гравюрах и
литографиях. Храм возвели в короткие сроки, чтобы принять в 1506 году святыню
– икону Николы Гостунского, явившуюся на реке Гостунке между городами Белевым и
Лихвиным в Калужской губернии. Там она прославилась чудесами и исцелениями.
Образ Николы Гостунского из Ростовского музея - копия с пропавшей чудотворной иконы.
Московские
цари привозили в Кремль самые почитаемые святыни. Известно, например, послание Ивана Грозного к Черниговским
чудотворцам, где он обращается к ним, как к живым, с просьбой «… вы сами благоизвольно придите к
нам и нас просветите и град сохраните,
по Божьему изволению изволите с нами в царствующем граде Москве житии….». Мощи
святых князей Михаила и Федора были привезены в Москву, где для них, недалеко
от Гостунского, был построен храм Черниговских чудотворцев.
Иван Грозный
любил Гостунский образ и сам храм, он даже пристроил к нему в 1560 году небольшой
Введенский придел как домовый храм для своего больного брата Юрия.
Первые Романовы тоже почитали чудотворный образ святителя Николая и, продолжая
традицию, ходили именно в этот храм на литургию, и на всенощные накануне
престольных праздников, и на вечерни, и на молебны.
В правление Петра I в 1714
году у храма появилась частица мощей святителя Николая Чудотворца. Известно,
что Петр истово молился у Гостунского образа перед началом Северной войны и
вообще перед всеми своими военными походами».
Во время войны
1812 года из храма пропал чудотворный образ Николы Гостунского, сам храм был
осквернен – в нём устроили склад сена для лошадей Наполеона.
То, что
случилось с храмом дальше, не сразу поддается объяснению.
После ухода Наполеона из Москвы, царь Александр I начал восстанавливать Кремль и святые церкви.
Но любимый своими
предками, столетиями намоленный храм Николы Гостунского «по местоположению
своему и по бедности архитектуры делающий безобразие Кремлю» он решил снести…
Престол, иконы и утварь были перенесены в Успенскую звонницу.
Пишут, что особенно на сносе древнего
храма настаивал генерал-губернатор Тормасов. Видимо, он убедил царя, что
великолепию обновленного Кремля, а главное – проведению военных парадов, будет
мешать именно эта древняя святыня.
«не соответствует красоте занимаемого
им места»…
Это всё равно, что позвать именитых
гостей в дом и постесняться ветхости своей матери.
Искала, читала, и, кажется, нашла объяснение этому
«большевистскому» решению. Немного из истории.
I
« Русское масонство использовало Александра для
дальнейшего наступления на православие.
Н. Бердяев указывает в "Русской идее", что
"Александр I был связан с
масонством и так же, как масоны, искал истинного
и универсального (выделила я) христианства.
В 1814 году в Париже Александр председательствовал в военной
масонской ложе при принятии туда членом прусского короля
Фридриха-Вильгельма III.
А в 1816 Александр I вознамерился привезти этого прусского короля, большого любителя военных парадов, в Москву.
В том же 1816 году масон А.П.Тормасов обращается к царю с рапортом об открытии
в Москве масонской ложи. На что либеральный царь ответил: «Я не даю явного
позволения, но смотрю сквозь пальцы. Опытом доказано, что в них (ложах) нет
ничего вредного, и то представляю на твою волю».
На волю Тормасову, видимо, была отдана Александром и древняя
святыня отцов.
… за одну августовскую ночь 1817 года Никольский храм исчез.
Его камень отдали Вознесенскому монастырю, где тогда возводили церковь святой
Екатерины, а место на Ивановской площади занял плац для парадов.
К приезду
Фридриха-Вильгельма всё было готово – по святому месту, указанному самим
Николаем Чудотворцем, эффектно и победно прошли сотни сапог…
Ивановская площадь после уничтожения храма Николы Гостунского
Наверно, Никольский храм был первой попранной Кремлевской святыней, но не последней!
Ровно через сто лет, с 27 октября по 3 ноября 1917 года большевики
по приказу А.Я Аросева расстреляли Кремль из артиллерийских
орудий. Погибли сотни людей и древние святыни.
.
Пострадала и Гостунская церковь в Успенской звоннице - в
алтаре разорвался снаряд. Правда, престол чудом остался невредимым.
Из святынь древнего Гостунского храма сохранился скульптурный
образ Николы Можайского – его можно видеть в экспозиции Ризоположенской церкви.
Никола Можайский из древней Гостунской церкви
Недавно прошла информация, что «Музей-заповедник «Московский Кремль» планирует воссоздать церковь
Николы Гостунского при помощи внутреннего убранства, которое обнаружено
в запасниках музея.
Как сообщила Гагарина, музей планирует восстановить церковь
Николы Гостунского в здании Успенской звонницы, где храм находился
с начала XIX века по 60-е годы ХХ века. «В звоннице сейчас хранилище, которое оттуда
выведем, и хотим восстановить там собор Николая Гостунского», —
сказала она»
Не могу определиться, как я к этому отношусь. Но точно знаю, что сначала надо поставить
памятный крест на месте, где стоял храм Николы Гостунского – месте, освященном
самим Николаем Чудотворцем.
PS Читаю о Крутицком подворье в Википедии и понимаю, что ловлю дежавю.
«Успенский собор выгорел в пожар 1812, так, что четыре года спустя главнокомандующий
гарнизоном А. П. Тормасов приказал разобрать его и переделать под казармы
или конюшни. Решение было отменено после вмешательства духовенства, уже после
вскрытия склепов крутицких епископов»
.
Генерал Войны 1812 года Тормасов… 1816 год…древний храм…разобрать…
конюшни.
Эта комбинация мне уже
встречалась. Ах, да, конечно.
http://www.bibliotekar.ru/rusMassonstvo/118.htm http://www.vedomosti.ru/realty/news/2013/05/14/12010361
Комментариев нет:
Отправить комментарий