Распятская церковь - колокольня.
Александровская слобода (сейчас г. Александров) находится в
100 километрах от Москвы во Владимирской области. При Иване Грозном, т. е. в 16
веке – вторая столица Руси, после Москвы.
Давно хотела сюда съездить. Прочла, что к 500-летию здесь
открыт музей. Действует женский монастырь.
В общем, поехали.
Сказочные места были выбраны для государственной резиденции
Василием III, сыном
Софии Палеолог, отцом Ивана Грозного. По ландшафту похожи на окрестности
Троице-Сергиевой лавры – она здесь недалеко.
Пока ехали – читала вслух распечатку об истории
Александровской слободы. Впервые она упоминается в летописях при Иване Калите в
14 веке.
Ровно 500 лет назад в 1513
здесь построен загородный дворец Василия III и освящен Покровский (сейчас – Троицкий)
собор.
При Иване Грозном – это уже настоящая столица и культурный
центр, по красоте и богатству уступающая только Москве и Московскому Кремлю. Отсюда
управляется процесс «собирания» русских земель, ведётся международная политика,
открыт печатный двор и первая консерватория. Но здесь же рождается и опричнина…
Липовая аллея ведет к Троицкому собору.
Нас встречают великолепные, огромные липы лет, наверно, под
300, и медовый густой дух от них.
Глаз сразу находит Распятскую церковь-колокольню. Её форма напомнила мне Вознесенский храм в Коломенском. По красивой легенде Александровского Кремля с
неё шагнул в небо древнерусский Икар на деревянных крыльях – Никитка, чтобы лететь
«аки птица свободная».
А дальше начались мои разочарования. Мы пошли по выставкам,
по кругу. Выбор тем выставок – «на потребу публике». Немного секса – «Сенник постельный». Со
сладкой улыбкой смотрительница рассказывает о первых брачных ночах Ивана
Грозного «именно в этой комнате». (В Слободе Иван IV играл две
свадьбы).
Немного «ужастиков» для посетителей с детьми –
«Средневековые подвалы». Чучело палача с топором и почему-то в парадной верхней
одежде и высокой шапке.
Немного о приготовлении напитков «Царская квасная» и о
потреблении пищи «Столовая 16 века».
Что ещё нужно?
Копии предметов и гравюр – очень слабые и грубые. Экспозиции
скучные. Предметы тянутся вдоль стен «В купеческой лавке». Качество вещей не
выше, чем в любом уездном антикварном магазине.
Как же было бы правильно? Вот оторвался человек от «пива под телевизор», пришел, увидел хоть
что-то «историческое». Хоть и фальшивое, и приземленное, но всё же не «пиво с
рыбкой»? Или не надо вообще таких «экспозиций», пошлых, принижающих нашу
историю.
Может, лучше бережно
сохранить, что осталось, почистить, побелить стены. Повесить хорошего качества
репродукции картин и гравюр того времени, в простых рамах, с хорошим
освещением. Если уж нет денег на дорогие выставочные проекты?
Переходя от выставки к выставке, увидели свадебную компанию,
издалека они смотрелись, как группа крикливых, вызывающе одетых цыган. Только
медведя при них нет.
И начался «бизнес» музея – показ тематических выставок. Уж
хохоту было, шуток!
Троицкий собор
А мы после выставок зашли в Троицкий собор. Здесь шла
вечерняя служба. Стояли монахини Свято-Успенского монастыря. Я подала записки о
близких на неусыпную псалтирь.
Так стоит ли ехать сюда? Стоит! Ради Распятской церкви, лип
– свидетелей истории, ради замечательных
икон на единственной, на мой взгляд, достойной выставке – «Сокровища трех веков».
Ради невиданного купола великокняжеской Покровской церкви с удивительными
сюжетами, где рядом изображены ветхозаветные старцы и русские святые князья.
Этот купол был расписан по указу Грозного.
Ехали мы обратно по
тем же родным Владимирским просторам... Достаточно лишь маленькой крошки Подлинного,
чтобы в душе всё наладилось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий