среда, 25 июля 2012 г.

Живое подворье разрушенного монастыря.


Это рассказ о моём друге, о нём говорят: "Человек, который строит храм". Но рассказ придётся начать издалека.

Вознесенский монастырь в Кремле. Дореволюционное фото.



В 1929 году был взорван Вознесенский женский монастырь в Кремле, основанный в 14 веке Ефросиньей (Евдокией) Московской, женой Дмитрия Донского.



Саркофаг с мощами святой Ефросинии был вынесен из монастыря.




Почти через 10 лет после гибели монастыря, в 1938 году, был закрыт и разграблен храм Вознесения в Еремеево - в подворье Вознесенского монастыря.



Был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне настоятель храма иеромонах  Илия (Вятлин). Ему было тогда за 70 лет. Несколько лет назад он был причислен к лику святых в чине преподобномученика.

Храм не действовал более 60 лет. В 2003 году в день Прощеного воскресения, состоялось первое богослужение.Служил назначенный сюда священник о.Вадим Дюженко.

о. Вадим. 2006 год.

Я увидела по телевизору репортаж из Вознесенского храма. И узнала в священнике своего друга по художественному училищу Диму Дюженко! Он стал священником в 2002 году и выбрал из двух предложенных храмов Истринского района этот, наиболее пострадавший. Репортаж назывался "Человек, который строит храм".
Мы с мужем поехали в Еремеево. Встретили Диму (отца Вадима), несущего дрова, чтобы растопить буржуйку - стояли морозы! Тогда литургии служили в приделе св. Николая, в основании полуразрушенной колокольни.
Я записала в своем дневнике тогда: "Потолок перекрыт грубыми досками, до Царских ворот - метра три, сами ворота из досок, слева и справа - бумажные иконы,  украшенные искусственными цветами".




О.Вадим показал начатую икону новомученика Илии (Вятлина).


 Эта поездка стала  важным событием для меня. Я узнала, что в окрестных селах есть подобные истории, есть свои новомученики и стала собирать воспоминания людей, знакомиться со священниками, фотографировать.
Так в 2008 году в издательстве "Отчий дом" вышла моя книжка "Цветы для святой Дарии" о трёх новомучениках истринского района и современной жизни храмов, в которых эти люди служили 60 лет назад. Получилась книга о "малых" паломничествах - паломничествах в ближайшие церкви. Иллюстрации в книге тоже мои.


Прошло 6 лет.  22 июля 2012 года раздался телефонный звонок.
- Таня! Это отец Антоний.
- ? (телефон определил номер отца Вадима)
- Приезжай сегодня на мои первые именины. 
Только тогда я поняла, что о. Вадим стал монахом. 
 23 июля, в день св. Антония Печерского я приехала в Еремеево. 




 После литургии прихожане  запели "Многая лета" отцу Антонию. И вдруг зазвонил телефон о. Антония и на том конце его сестра Людмила тоже стала петь "Многая лета".

Атмосфера была очень радостная. О. Антоний показал мне всё, что было сделано в храме за эти годы. Это очень много! Достроены разрушенные стены, проведено отопление, укреплена крыша. Идут работы в главном приделе храма - Вознесенском. Конечно, отцу Антонию очень трудно. По сути, хоть есть и помощники, он остаётся  "человеком, строящим храм".


Вознесенский придел
 Купол храма. Отец Антоний хочет восстановить утраченные росписи.


Будущая кузница

Но главная радость художника и священника - мозаики собственной работы. Мозаики на куполе, над входом, мозаичные орнаменты на полу. И, конечно, большой образ Николая Угодника, встречающий каждого, кто идёт в храм.





Интересная клумба цветёт у ног Николая Чудотворца. Посаженная руками прихожанок и одобренная художническим глазом настоятеля. Голубая (настоящая, а не декоративная!) капуста с сиреневыми прожилками гармонирует с мозаикой на стене.





Во время нашей "экскурсии" к отцу Антонию подошли местные собаки. Он каждую приласкал. Одна из них была похожа на медведя. "Как Серафим Саровский" в пустыньке - подумала я.


Ехала я домой и вспоминала: интересно получается. Последний настоятель храма перед закрытием, Илия ( Вятлин), был монахом. Связь времен не порвалась. Храм из рук в руки (и в руки крепкие) перешел к другому монаху, отцу Антонию (Дюженко).
А главная его помощница, жительница села Еремеева, тоже недавно постриглась в монахини с именем Ефросиньи, в честь святой, основавшей Вознесенский монастырь.



Так получилось, что уже на следующий день я была со своими питерскими друзьями в Кремле. Мы зашли во все соборы, светило солнце и кремлёвская площадь ощущалась самым родным местом на Земле. Зашли и в придел св. Уара Архангельского собора. Здесь лежит рака с мощами Ефросиньи Московской. Я сказала ей мысленно: "Матушка, на вашем подворье в Еремеево всё хорошо".

шитая икона начала 20 века.

Св Ефросиния. Её имя означает "радость".

Комментариев нет: